Статья Грибковой Ю.А.

Перед  поступлением в институт  мне  было очень  интересно, какие новые дисциплины нас ожидают в ближайшие несколько лет. Ответ на вопрос не заставил себя ждать и в первую же неделю нас просветили, чем мы будем заниматься в первом семестре.
Так как мы выбрали направление производственный менеджмент, было очевидно, что у нас будет  дисциплина, напрямую связанная  с будущей профессией. Ею стало «Введение в профессиональную деятельность». На первом же занятии преподаватель объяснил нам, что помимо обыденных объяснений и банального получения необходимой информации, мы будем также обучаться необходимым в будущем навыкам. И для того чтобы понимать, что же от нас будет требоваться, нам предложили поговорить и узнать больше о промышленности родного города и республики. Однако одно дело говорить об этом, а другое — увидеть своими глазами.
Так мы узнали, что через некоторое время нам предстоит посетить КАПО.


В самом начале данное мероприятие не вызвало у меня особого энтузиазма. На следующий день нам предстояло выступать  и данное мероприятие с одной стороны немного выбивало из колеи. С другой же стороны,  я никогда не была на подобных экскурсиях, и это мог быть довольно ценный опыт на будущее.
КАПО (Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова) находится в Авиастроительном районе, который доселе был для меня одним из самых  неизведанных  мест моего родного города, однако добраться туда  удалось без особых приключений.  Нам удалось прибыть на место встречи чуть раньше назначенного  времени, поэтому было время немного оглядеться.
Наконец подошел преподаватель, и мы отправились на территорию завода.  Там нас сразу встретили, провели через контрольный пункт и мы, наконец, оказались на основной территории предприятия.
Что больше всего удивило в первую очередь – это масштабы. Территория КАПО  занимают большую площадь и меня, как человека, никогда не бывшего на подобных предприятиях это очень впечатлило.  Однако чтобы пройти непосредственно к цехам, нам нужен был сопровождающий. Им стал Николай Иванович,  который не пожалел своего времени чтобы устроить нам экскурсию. В самом начале, конечно, к нам отнеслись немного скептично, видимо из-за нашего гуманитарного направления в техническом университете, но к концу нашего «культурного похода»  мы уже достигли полного взаимопонимания.
И так мы зашли в цех и снова в глаза первым делом бросились масштабы. Да, первым делом войдя в цех, я почувствовала себя не очень комфортно, но это ощущение почти сразу прошло.  Нашему вниманию представляли детали самолёта, давали посмотреть некоторые материалы, используемые в изготовлении деталей и покрытий, но больше всего  было очень непривычно видеть данный агрегат в разобранном виде. Многие из нас довольно часто летают на самолетах, не задаваясь вопросом, как и где их собирают, и какие нормы производства существуют.  Больше всего меня заинтересовало место, где хранились уже готовые детали. Нам представили несколько деталей, отмеченных определённым знаком качества, и объяснили, как всё это тщательно проверяется. Становится немного спокойней, когда осознаёшь, что  к каждой мельчайшей детали подходят с такой ответственностью. Например, при установлении детали, не прошедшей проверку, при обнаружении  приходится буквально разбирать уже готовый самолёт.
Особенно приятно, что наша экскурсия проходила в почти постоянном диалоге. Мы могли свободно задавать интересующие вопросы и почти сразу мы получали ответ. Также нам показали оборудование завода, как старое, так и более современное. Это тоже было довольно интересное открытие, можно было увидеть и автоматизированный труд, для которого рабочему приходилось просто нажимать на пару кнопок, так и более сложный, где каждое отверстие для мельчайшей клёпки просверливали вручную.  Было также очень здорово, что нам удалось сфотографироваться на территории КАПО. Иногда приятно запечатлеть некоторые моменты.
Наверное, одним из самых интересных моментов нашей экскурсии был   эпизод, когда у нас спросили, где по нашему мнению находится аэродром. Ответы были довольно далеки от правды. Нас вывели на улицу, и мы увидели не так далеко, имеющийся   рядом заводской аэродром «Борисоглебское».  Одно дело ходить по цехам, другое увидеть совсем рядом уже действующие самолёты.
И так что же такое КАПО? Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности России. Данное объединение принесло большой вклад, как в историю нашего города, так и в историю нашей страны.  Однако об этом нам рассказали уже позже, на экскурсии по музею КАПО.
Там нам уже рассказывали о директорах и видных людях, участвовавших в жизни этого завода. Многие из наших ребят уже утомились от утренних похождений по цехам. Однако многие из нас были полны сил и с интересом слушали рассказы экскурсовода.
Небольшая историческая справка.
В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе», на котором производились многие серьёзные летательные машины. Например в  1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжёлого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет (всего было построено 93 самолёта) . На этих самолётах были осуществлены первая бомбардировка Берлина (в 1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год). 14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве.. В 1933 г. ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В октябре — ноябре 1941 г. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 г. Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Число работающих составляло около тридцати тысяч человек.
КАПО внесло большой вклад во время войны. На этом заводе помимо самолётов производились и другие нужные товары , производительность была очень высока , а за станками зачастую стояли подростки , которых ускоренно обучали этому сложному ремеслу.
И так после посещения музея мы забрали свои вещи и покинули территорию завода.
Думаю, данный опыт очень полезен как в плане повышения общей эрудиции , так и на будущее людям, собирающимся связать свою жизнь с работой на подобном предприятии. Конечно , если судить по некоторым аспектам , похоже наше направление не так ценится на подобного вида объединениях, нежели более технические  но я абсолютно уверена в своем выборе.

У меня оставались вопросы касательно общего состояния многих зданий, однако стоит вспомнить возраст данного завода, а также то, что сейчас производство на нём не такое массовое, однако мне хотелось бы всё-таки обратить на это внимание. Мне кажется, что сейчас не следует забывать о старых заводах, приносящих такую большую пользу государству.  Небольшая реконструкция всё-таки бы не помешала, ведь это в первую очередь безопасность рабочих, а безопасность превыше всего. Плюс в хорошем окружении и производительность будет лучше, ведь это сказывается на благоприятной психологической обстановке работающих людей. Во времена СССР порядок рабочего места был одной из главных основ работы.  Однако , это только моё мнение.

В целом я считаю, что этот опыт был очень полезен для нас, а также довольно плодотворен для изучения нашей специальности. Приятно, что «Введение в проф. Деятельность»  это не простой предмет с кучей записей, но и дисциплина, погружающая нас в более реальное представление о будущей профессии.

Оставьте комментарий